Заемный труд и мы: часть первая

В начале мая рабочие массы всея Руси испытали неведомый доселе подъем и радость — в отечестве, наконец, разрешилась проблема заемного труда. Вопрос, вокруг которого в течение трех лет велись думские баталии, смогли закрыть в рекордные сроки, за пару недель обсудив, утвердив, подписав и резюмировав кратким «отказать». В большом мире эта новость не вызвала особого резонанса, скорее даже осталась вовсе незамеченной – на фоне закона о блоггерах, разговоров о блокировке твиттера и прочих тревожащих предположений запретительного характера оно и неудивительно.

В отличие от широкой общественности, в массе своей равнодушной к вопросам организации труда и отдыха, вовлеченные в орбиту СмартСтаффинга проявили озабоченность и выразили волнение. За довольно короткое время, прошедшее с момента окончательного принятия этого закона, мы получили много звонков и писем от партнеров, друзей и коллег с вопросами, сводящимися к хрестоматийному «как жить, дядя Мить»? Как же будет осуществляться перераспределение временно доступной экспертизы в условиях невозможности предоставления персонала? И будет ли оно вообще осуществляться, не пойдет ли наш бодрый кораблик ко дну, натолкнувшись на айсберг с артикулом 116-ФЗ?

Досадная недоработка, — подумали мы. Вроде бы разница между совместным владением свободной экспертизой с целью эффективного проектного перераспределения и предоставлением персонала третьим лицом очевидна. Мы неоднократно подчеркивали, что СмартСтаффинг – не аутстаффинг и не заемный труд и это утверждение не вызвало дополнительных вопросов. Казалось, что всем всё ясно – не о чем и говорить.
Ошиблись, с кем не бывает. Исправимся, правда. Разъяснительная статья будет на следующей неделе, рабочее название: «СмартСтаффинг и заемный труд: найди 10 отличий».

А пока мы попросили профессионального юриста кратко изложить суть нового закона. Комментарий любезно предоставлен консультантом по вопросам коммерческой деятельности и управления, консультант в области управления персоналом, преподаватель Президентской программы и Программы МВА УрФУ, степень МВА ESA UPMF, Ларисой Федоровой.

«В мировой практике под услугой по предоставлению персонала понимается привлечение в организацию заказчика без оформления в штат (и без заключения каких-либо прямых соглашений) работников исполнителя.
Согласно Конвенции № 181 Международной организации труда (МОТ) о частных агентствах занятости (Женева. 19.06.1997 г., 85-я сессия Генеральной конференции), последняя дает частным агентствам занятости, под которыми понимается любое физическое или юридическое лицо, право найма работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороне (компании-заказчику). Конвенция ратифицирована 27 государствами.
Россия не входит в их число, хотя вопрос присоединения к Конвенции несколько лет обсуждался в среде юристов и правозащитников, и до настоящего времени ни гражданское, ни трудовое законодательство не регламентировало отношения по лизингу персонала в полном объеме.

В текущий момент российское законодательство не содержит определения договора о предоставлении труда работников (персонала). Единственное упоминание о предоставлении персонала содержится в Налоговом кодексе РФ (ст.264). Тем не менее, заключение подобных договоров возможно в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Однако с 1 января 2016 года ситуация кардинальным образом меняется. Вступает в силу Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 116-ФЗ, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, соответственно, 22 и 29 апреля 2014 г., «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещающий заемный труд. Согласно документу под заемным трудом понимается труд работника, осуществляемый по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем этого работника. В Трудовой кодекс РФ об этом вносится отдельная статья 56.1.

Возможность запрета заемного труда обсуждалась уже давно. Достаточно сказать, что законопроект № 451173-5 был внесен в Государственную Думу в ноябре 2010 года. Еще тогда в пояснительной записке к законопроекту было сказано, что для предотвращения уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов «заемного труда» предлагается дополнить статью 56 ТК РФ «Понятие трудового договора. Стороны трудового договора» новой частью, определяющей, кто является работодателем в так называемых «трехсторонних трудовых отношениях».
С момента вступления указанного выше Федерального закона в силу, осуществлять деятельность по временному предоставлению труда работников (персонала) вправе:

- частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию.

  • Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) предусматривает, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.
  • Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются, в том числе, наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

- другие юридические лица (в том числе, иностранные) в случаях, если работники направляются временно к:

  • юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
  • юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
  • юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

При этом в документе отмечается, что такое направление возможно только по договору о предоставлении труда работников (персонала) и исключительно с их согласия. Особенности регулирования труда таких работников определены гл. 53.1 ТК РФ, в которой установлены гарантии оплаты труда, особенности соответствующих трудовых договоров и пр.»

Автор:

Комментариев пока нет.

Ответить

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.